Полиграфические термины

Виды полиграфической продукции

Бланк
Бумажный лист, содержащий информацию постоянного характера и предназначенный для последующего заполнения. Самые распространенные форматы бланков А4 и А5, но встречаются и большие ведомости А2 и маленькие блнаки в восьмую часть А4.

Бланк фирменный
Бумажный лист формата А4, содержащий логотип компании, а также информацию о ее адресах, телефонах, реквизитах и т. д. Как правило, фирменный бланк печатается в несколько цветов или на особой бумаге или нумеруется и предназначен для впечатывания на лазерном принтере или другом устройстве писем, приказов и других документов компании. 

Бланки самокопирующиеся
Блок бланков из специальной самокопирующейся бумаги, позволяющей передавать изображение с первого листа на последующие без использования копирки. Как правило, бланки скреплены с одной стороны при помощи специального клея, позволяющего достаточно легко разделять листы. Изображение передается на следующие листы от давления на бумагу Чтобы избежать нанесения ненужного изображения, бланочный блок часто имеет обложку из картона. Также картонку подкладывают под последнюю копию, чтобы ограничить количество выписываемых бланков нужным числом экземпляров.

Блокнот
Комплект листов бумаги для заметок, скрепленный с обложкой из плотной бумаги или картона с помощью клеевого крепления, пружины или скрепки. Блокнот с элементами фирменного стиля выступает как сувенирная или представительская продукция.

Брошюра
Классическое определение - непериодическое текстовое книжное издание объемом свыше 4, но не более 48 страниц, соединенных между собой при помощи шитья скрепкой или ниткой в мягкой обложке. В настоящее время брошюрой стали называть любое издание в мягкой обложке, независимо от количества страниц.

Буклет
Сфальцованный лист бумаги, на обеих сторонах которого размещена текстовая и графическая информация. Обычный формат буклета А4 или А3. Буклеты, как правило, носят информационно-рекламный характер.

Визитная карточка
Листовая печатная продукция, содержащая информацию о человеке и организации, в которой он работает. Представляет собой листок плотной бумаги или картона размером 50 х 90 мм (реже — других размеров). Информация обычно наносится в один или несколько цветов офсетной или цифровой печатью. 

Визитная карточка корпоративная
Как правило, не содержит имен и фамилий. При печати в ней указывается информация о компании, сфера деятельности, перечень предоставляемых услуг, контактные телефоны, карта проезда, адрес сайта. Обычно корпоративная визитка отражает фирменный стиль компании. Имеет рекламный характер и в основном используется на выставках, конференциях, съездах.

Воблер
Рекламно-сувенирная продукция, представляющая собой кусок плотной бумаги или картона круглой или овальной формы (реже другой) с приклеенной прозрачной пластиковой полоской. На воблере обычно печатается красочное рекламное изображение. Прозрачная пластиковая полоска прикрепляться двухсторонним скотчем к любой вертикальной плоскости. Качающийся воблер привлекает внимание и таким образом стимулирует продажи.

Газета
Периодическое текстовое листовое издание, выходящее под постоянным названием не реже одного раза в месяц. Содержит официальные материалы, оперативную информацию и статьи по актуальным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, а также литературные произведения, иллюстрации, фотографии и рекламу. Форматы газет: А2, А3, А4. В Европе также используются форматы Берлинер 470 × 315 мм и Нордиш  570 × 400 мм.

Еврофлаер
Флаер размером 210х100 мм под размер «евроконверта» формата DL (110х220 мм).

Журнал
Периодическое текстовое журнальное издание, имеющее постоянную рубрикацию и содержащее статьи или рефераты по различным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, а также литературные произведения, иллюстрации и фотографии.

Календарь карманный
Календарь формата 70х100 мм (иногда других размеров) с рекламным изображением с одной стороны и календарной сеткой с другой.

Календарь квартальный
Разновидность настенного календаря, представляет собой набор листов с календарной сеткой по три месяца на каждом листе, с прикрепленным к блоку рекламным постером с помощью пружинного переплета.

Календарь настенный
Однолистовой календарь формата от А4 до А1, чаще всего портретной ориентации. Обычно печатается на мелованной бумаге 130–170 г/м2.

Календарь настенный перекидной
Представляет собой многолистовое издание с форматом полосы от А4 до А2, скрепленное пружиной. Обычно содержит 12, 13 или 14 листов.

Календарь настольный
Обычно лист А4 сложен «шалашиком». Также может иметь другую оригинальную форму: пирамидку, куб и т. д. Отдельный вид настольных календарей — перекидной календарь с подставкой из картона на пружинном переплете.

Каталог
Проспект, обычно содержащий информацию о продукции или услугах заказчика, может содержать фотографии, цены и т. д.

Книга
Непериодическое текстовое книжное издание объемом свыше 48 страниц.

Книжное издание
Издание в виде блока скрепленных в корешке листов печатного материала любого формата в обложке или переплете.

Конверт
Служит для пересылки писем и другой информации. В современном деловом мире — один из видов носителя фирменного стиля. 

Кубарик
Стопка писчей бумаги небольшого формата (часто, кубической формы), проклеенная с одной стороны для легкости отрыва. Используется для оперативных записей. Как правило, несет элементы фирменного стиля. 

Листовка
То же, что и флаер. Бумажный лист рекламного или информационного содержания, запечатанный с одной или обеих сторон, в одну или несколько красок. Наиболее распространенные форматы: А5, А6, 210х100 мм.

Листовое издание
Издание, выпускаемое на одном или нескольких нескрепленных листах бумаги. Виды листовых изданий: афиша, бланк, буклет, визитная карточка, закладка, листовка, открытка, плакат, художественная репродукция, экслибрис, эстамп, этикетка.

Многостраничная продукция
Издание, выпускаемое на нескольких скрепленных листах бумаги. Виды многостраничной полиграфической продукции: брошюра, каталог, книга, журнал.

Открытка
Листовое издание, предназначенное для поздравления или извещения о чем-либо. Обычно печатается на плотной бумаге или картоне.

Папка
Изделие из плотной бумаги или картона, предназначенное для хранения листов бумаги. Часто является носителем фирменного стиля. Папки различаются по следующим признакам: с одним или двумя карманами, цельнокроенные (изготавливаются из целого листа материала с последующей вырубкой) или с приклеенными карманами (карман-клапан изготавливается отдельно и затем приклеивается к основному листу).

Периодическое издание
Издание, выходящее через определенные промежутки времени, постоянным для каждого года числом номеров, не повторяющимися по содержанию, однотипно оформленными, нумерованными и /или датированными выпусками, имеющими общее название и, как правило, одинаковый формат.

Постер
То же, что и плакат. Листовое издание рекламно-информационного содержания, предназначенное для вывешивания. Обычно имеет большой формат (не менее А3) и печатается на мелованных бумагах плотностью 115–170 г/кв.м.

Проспект
Вид многостраничной печатной продукции рекламно-информационного характера.

Флаер
То же, что и листовка. Красочно оформленный бумажный лист  рекламно-информационного характера. Часто флаер дает возможность получить скидку, подарок или другие льготы. При изготовлении флаера часто указывают тему, дату и время проводимого мероприятия, его участников, а при необходимости — схему проезда. Наиболее распространенные форматы флаеров: А5, А6, 210х100 мм.

Этикетка
Листок специальной (этикеточной) бумаги небольшого формата, содержащий сведения о товаре или продукции и сопровождающий её. Предполагает клеевой способ крепления.

Ярлык
Листок картона небольшого формата, содержащий сведения о товаре или продукции и сопровождающий её. Предполагает навесной способ крепления.